Мировой суд в Хадере обязал министерство обороны и офицера Армии обороны Израиля в звании капитана выплатить компенсацию в размере 520 тысяч шекелей семье 16-летнего палестинца, который был убит в ходе операции израильской армии в деревне Назлат-Зайд в Самарии, сообщает ynet. В приговоре суда сказано, что смертельный не был произведен в "обстановке военных действий", и по этой причине государство должно взять ответственность за эту смерть.
В октябре 2002 года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) действовала в самарийской деревне Назлат-Зайд. Ходе армейских действий было получено "горячее" предупреждение о начиненной взрывчаткой машине, в которой террористы-смертники следуют по направлению к Израилю. Израильский офицер получил задание прочесать деревню, чтобы найти машину. При въезде в деревню бронированный джип, в котором он ехал, палестинцы забросали камнями.
Офицер объявил о введении комендантского часа в палестинской деревне. По дороге ему встретилась группа палестинских подростков, которые бросали в его сторону камни и выкрикивали оскорбительные замечания в адрес израильской армии.
Во время операции ЦАХАЛа 16-летний Мухаммад Али Зайд вместе со своим приятелем находились на балконе, выходящим на проезжую часть. Офицер посчитал, что подростки на балконе подбадривают собравшихся на шоссе и призывают их не повиноваться указанию разойтись по домам. Офицер вышел из машины и снова приказал подросткам разойтись.
Двое подростков послушались указаний и прошли из балкона в комнату, но остальные остались стоять на шоссе. Офицер выхватил оружие и выстрелил, намереваясь попасть ниже стекол балконной двери. Пуля попала в дверь и, рикошетом отлетев в комнату и смертельно ранила Мухаммада.
До слушания в суде Хедеры военный трибунал признал офицера виновным в "убийстве, совершенном по халатности" и в нарушении инструкций открытия огня. Аппеляция, поданная на это решение, была отклонена.
Семья убитого подростка обратилась в мировой суд Хадеры с требованием компенсации от государства Израиль и офицера. Во время судебного разбирательства основной спор между истцами и государством развернулся вокруг вопроса: действовал ли офицер "в обстановке военных действий" или нет. Согласно законодательству, если имела место "обстановка военных действий", государство обладает иммунитетом, даже если действия представителей вооруженных сил этого государства характеризуются как халатность.
Судья мирового суда сослался в своем приговоре на решение военного трибунала, который пришел к выводу, что в распоряжении офицера были различные возможности для разгона немногочисленной публики, но он решил стрелять по дому.
Помимо 520 тысяч шекелей компенсации, ответчики будут вынуждены возместить судебные издержки в размере 15 тысяч шекелей.
|